Запомнить алфавит, умение произносить
буквы, складывать в слоги — еще не значит понимать то, о чем написано.
Не будет в чтении правильности, беглости и выразительности, если ученик
не будет понимать то, о чем он читает и зачем читает. Системное и
комплексное выполнение упражнений, приемов — залог успеваемости по всем
предметам и гарантия разностороннего воспитания и развития личности. Как
организовать интересную, увлекательную и успешную работу над пониманием
текста на уроке и дома?
| |
Как научить ребенка понимать текст, используя систему УУД
Для этого достаточно в учебную деятельность включать упражнения, нацеленные на осуществление задач. УУД
— новинка в педагогических технологиях. Это не только модно, но и
удобно, потому что благодаря знаниям об УУД легко ставить задачи на урок
и подбирать упражнения в соответствии с личностными (ЛУУД),
регулятивными (РУУД), познавательными (ПУУД) и коммуникативными УУД
(КУУД).
Учащимся помогает разбираться в тексте
система алгоритмов действий, нацеленных на развитие определенных ЗУНов
на уроке чтения. Какие же это действия? Рассмотрим таблицу:
Два основных способа работы над пониманием текста
План урока составляется в соответствии с
методикой обучения чтению. На первый план вторичным анализом выходит
проверка учащимися фактического содержания текста, его сюжета и основных
героев через вопросы. Проводится разъяснительная работа по неизвестным
словам. Анализ 2-ого уровня, предполагающий оценку поступков, понимание
чувств героев через план текста, характеристику образов героев,
заканчивается синтезом, то есть выяснением главной мысли текста.
Проводится подготовительная работа,
направленная на внимание к слову и его частям, развитие логики, умение
работать над деформированным или незаконченным текстом. Активизация
мыслительных процессов учащихся происходит с помощью упражнений на
понимание текста, которые делятся на:
В этом сложном, но увлекательном
упражнении в строчках стихотворения учащимся надо найти наименование
спрятавшегося животного. Примеры стихотворений:
Была гроза. Я целый час (Заяц)
Не открывал от страха глаз. Гуляю в роще, но к пруду (Щенок) Через болото не пойду. Знакома рыбам тень моя, (Комар) Над гладью рек танцую я. Арбуз по Волге вниз уплыл, Я полчаса за ним следил. (Сазан)
Нырять и плавать плохо разве?
Высоко летает стриж, (Сокол) Но со мною не сравнишь. Я худ и щупл. Отваги полный (Плотва) Жучок таранит носом волны.
Как еще можно структурировать урок? Как можно преобразовать этапы урока с главной целью — научить понимать текст?
Прогрессивный урок отличается от
обычного нестандартной структурой. Перед знакомством с текстом можно
включить этап обсуждения названия рассказа, чтение первого и последнего
абзаца, и снова обсудить. Рассуждение — ключ к развитию мыслительных
способностей. Дело в том, что нужно обучать пониманию не только
фактуальной информации (о сюжете, героях) и концептуальной (главная идея
произведения), но и подтекстовой, то есть, той, которая ускользает от
внимания, потому как считается само собой разумеющейся. И дети зачастую
могут упустить некоторые моменты, связать их с практическим опытом из
своей жизни.
При вторичном чтении очень увлекательно
становится деткам, когда делаются остановки на самом интересном месте, и
следуют вопросы по причинно-следственным связям: «А как вы думаете, что
будет дальше? Правду ли сказал Петя?» Предположения, прогнозирование
дальнейших событий проверяется дальнейшим чтением текста. Вместе с тем
выходит наружу и подтекстовая информация, становится процесс обучения
еще более захватывающим.
Интересно в процессе чтения использовать прием «диалог с автором», задавая вопросы.
Например, в предложении «Коля очень
обрадовался, когда ему подарили удивительного щенка. Вопросы типа «Кто
обрадовался?», «Чему обрадовался Коля?» «Кого подарили Коле?» не будут
считаться вопросами к автору. А вот вопрос «Чем же так был удивителен
щенок?» — уже и есть интересный вопрос.
Когда чтение проходит с
комментированием, это может занять много времени на уроке, но опора
учащихся на собственные ассоциации и воображение компенсируют эту трату
времени, потому как пересказ будет звучать уже более полным. Ученик
будет анализировать и обобщать, синтезировать полученную информацию в
соответствии со своим опытом, и понимать текст он будет в разы быстрее.
Какие еще есть приемы для понимания текста?
Есть масса способов, методов и приемов,
направленных на обучение детей пониманию текста. Остается только
выбирать по душе. Но следует также помнить, что научить читать ребенка
нужно не только сознательно, но и выразительно.
Игра голосом, интонация, темп и логические паузы — составной элемент
идеального чтения и ключ к достижению успешного и ненавязчивого
нравственного воспитания.
|
блог создан заведующей медиацентром лицея № 67 Малышевой Светланой Владимировной
Общее·количество·просмотров·страницы
вторник, 14 октября 2014 г.
Как научить детей понимать текст?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий