Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 14 октября 2014 г.

Как научить детей понимать текст?



Запомнить алфавит, умение произносить буквы, складывать в слоги — еще не значит понимать то, о чем написано. Не будет в чтении правильности, беглости и выразительности, если ученик не будет понимать то, о чем он читает и зачем читает. Системное и комплексное выполнение упражнений, приемов — залог успеваемости по всем предметам и гарантия разностороннего воспитания и развития личности. Как организовать интересную, увлекательную и успешную работу над пониманием текста на уроке и дома?

Как научить ребенка понимать текст, используя систему УУД

Для этого достаточно в учебную деятельность включать упражнения, нацеленные на осуществление задач. УУД — новинка в педагогических технологиях. Это не только модно, но и удобно, потому что благодаря знаниям об УУД легко ставить задачи на урок и подбирать упражнения  в соответствии с личностными (ЛУУД), регулятивными (РУУД), познавательными  (ПУУД) и коммуникативными УУД (КУУД).
Учащимся помогает разбираться в тексте система алгоритмов действий, нацеленных на развитие определенных ЗУНов на уроке чтения. Какие же это действия? Рассмотрим таблицу:

Два основных способа работы над пониманием текста

  • Первый способ. Традиционный
План урока составляется в соответствии с методикой обучения чтению. На первый план вторичным анализом выходит проверка учащимися фактического содержания текста, его сюжета и основных героев через вопросы. Проводится разъяснительная работа по неизвестным словам. Анализ 2-ого уровня, предполагающий оценку поступков, понимание чувств героев через план текста, характеристику образов героев, заканчивается синтезом, то есть выяснением главной мысли  текста.
  • Второй способ. Прогрессивный
Проводится подготовительная работа, направленная на внимание к слову и его частям, развитие логики, умение работать над деформированным или незаконченным текстом. Активизация мыслительных процессов учащихся происходит с помощью упражнений на понимание текста, которые делятся на:
  • Логические задания. Они направлены на нахождение общих и отличительных признаков, действия с ними.
    • «Составь новое слово». Учащимся предлагается с помощью данных слов составить другое слово, используя первый слог из первого столбика и второй слог из второго столбика. Для усложнения работы дается задание составить их на определенную тему. Пример: тема «Цветы» (роза, пион, ирис).
  • «Найди четвертое». С помощью этого упражнения учащиеся учатся устанавливать связь между словами из первой пары, чтоб «повторить» ее во второй паре.
    • Борщ — повар, Вертолет — ? (инженер, конструктор).
    • Парта — дерево. Нож — ? (сталь)
    • Осень — весна. Рассвет — ? (закат)
  • Задания, требующие внимания к слову и его частям. Внимание — очень важная составляющая сознательного чтения.
    • «Превращение». Нужно превратить шар в подарок (для первого ряда), сок в варенье (для второго ряда), мел в задание (для третьего ряда). Каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву. При этом все выдуманные слова подчиняются одной теме. Такую игру можно использовать с конца первого класса. Каждое из слов заставляет ученика концентрировать внимание и думать.
  • «Найди животное». В группу игровых упражнений относятся также загадки, ребусы и шарады.
В этом сложном, но увлекательном упражнении в строчках стихотворения учащимся надо найти наименование спрятавшегося животного. Примеры стихотворений:
Была гроза. Я целый час (Заяц)
Не открывал от страха глаз.
Гуляю в роще, но к пруду (Щенок)
Через болото не пойду.
Знакома рыбам тень моя, (Комар)
Над гладью рек танцую я.
Арбуз по Волге вниз уплыл,
Я полчаса за ним следил. (Сазан)
Нырять и плавать плохо разве?
Высоко летает стриж, (Сокол)
Но со мною не сравнишь.
Я худ и щуплОтваги полный (Плотва)
Жучок таранит носом волны.
  • Упражнения по работе с текстом.
    • Расположить вопросы последовательно согласно содержанию текста.
    • Прочитать ответ на 5-ый вопрос.
    • Придумать вопросы к шестому абзацу текста.
    • Пересказать текст, с помощью ответов на вопросы.
    • «Быстрая разведка». Упражнение, в котором максимально быстро надо найти ответы на вопросы учителя.
    • Составление плана к произведению. Обнаружение ключевых слов, особенных ассоциаций, которые связывают логическую цепь воедино.

Как еще можно структурировать урок? Как можно преобразовать этапы урока с главной целью — научить понимать текст?

Прогрессивный урок отличается от обычного нестандартной структурой. Перед знакомством с текстом можно включить этап обсуждения названия рассказа, чтение первого и последнего абзаца, и снова обсудить. Рассуждение — ключ к развитию мыслительных способностей. Дело в том, что нужно обучать пониманию не только фактуальной информации (о сюжете, героях) и концептуальной (главная идея произведения), но и подтекстовой, то есть, той, которая ускользает от внимания, потому как считается само собой разумеющейся. И дети зачастую могут упустить некоторые моменты, связать их с практическим опытом из своей жизни.
При вторичном чтении очень увлекательно становится деткам, когда делаются остановки на самом интересном месте, и следуют вопросы по причинно-следственным связям: «А как вы думаете, что будет дальше? Правду ли сказал Петя?» Предположения, прогнозирование дальнейших событий проверяется дальнейшим чтением текста. Вместе с тем выходит наружу и подтекстовая информация, становится процесс обучения еще более захватывающим.
Интересно в процессе чтения использовать прием «диалог с автором», задавая вопросы.
Например, в предложении «Коля очень обрадовался, когда ему подарили удивительного щенка. Вопросы типа «Кто обрадовался?», «Чему обрадовался Коля?» «Кого подарили Коле?» не будут считаться вопросами к автору. А вот вопрос «Чем же так был удивителен щенок?» — уже и есть интересный вопрос.
Когда чтение проходит с комментированием, это может занять много времени на уроке, но опора учащихся на собственные ассоциации и воображение компенсируют эту трату времени, потому как пересказ будет звучать уже более полным. Ученик будет анализировать и обобщать, синтезировать полученную информацию в соответствии со своим опытом, и понимать текст он будет в разы быстрее.

Какие еще есть приемы для понимания текста?

  • Разные виды пересказа.
  • Рисование словами и на рисунках.
  • Анализ иллюстраций.
  • Дидактические игры.
  • Эксперименты стилистические.
  • Составление диафильма.
  • Чтение по ролям.
  • Инсценировка.
  • Придумывание небольшого рассказа о герое. Сочинение от лица героя.
  • Музыкальная иллюстрация произведения.
Есть масса способов, методов и приемов, направленных на обучение детей пониманию текста. Остается только выбирать по душе. Но следует также помнить, что научить читать ребенка нужно не только сознательно, но и выразительно. Игра голосом, интонация, темп и логические паузы — составной элемент идеального чтения и ключ к достижению успешного и ненавязчивого нравственного воспитания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий